Сайт содержит аудио уроки с подробным описанием для быстрой постановки британского произношения и минимизации русского акцента.

Далее даны задания для работы с транскрипцией и списки полезных слов с транскрипцией.

                                   Лексика. Как учить слова.

   Для начала опишем неэффективные способы пополнения словарного запаса, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться и не тратить время.

1. Издревле языки изучали переводом и заучиванием книг. В нашей стране сотни лет учеников мучили переводами и зазубриванием текстов на латыни, а потом и на других языках. Самые талантливые из них через несколько лет осваивали иностранные языки, но большинство не добивались успеха.

   Сейчас так не учат, но у людей, самостоятельно изучающих язык, всегда есть соблазн приобщиться к великой английской литературе в подлиннике.

Надо заметить, что английский язык в целом, развивается быстрее русского, кроме того имеет больше слов, синонимов и в том числе, слов устаревших, редких и с очень ограниченным или двусмысленным значением.

   Если человек, начинающий изучать язык, берётся за художественную литературу XIX века, на него обрушивается масса незнакомых слов, некоторые из которых даже в толстом современном словаре найти сложно. Самое неправильное, что в таком случае надо делать – это смотреть в словаре каждое слово и тем более, записывать и пытаться выучить. В результате этой деятельности Вы будете иметь бесконечное количество не связанных по смыслу и, в основном, не нужных слов. Если даже Вы их выучите, то всё равно забудете и не вспомните когда надо. Вы потеряете время и, главное, желание заниматься английским.

2. В современных учебниках, обычно, каждый урок содержит тему по грамматике, упражнения для её закрепления и набор новых слов. В лучшем случае эти слова относятся к одной теме, но очень часто они связаны с упражнениями или с текстом к данному уроку. Разумеется, в этом случае они между собой связаны только тем, что присутствуют в данном тексте.

   Мы можем выучить эти слова, но когда нам надо будет вспомнить одно из этих слов, это будет сложно, поскольку мы, естественно, забудем текст, из которого мы его взяли и номер урока. В результате, мы не сможем в нужную минуту найти его в нашей памяти по причине отсутствия пути к нему. Для использования слова в разговорной речи мы должны находить его за доли секунды, поэтому, мы должны чётко представлять, к какому классу объектов оно относится. Вариант “оно было в пятом уроке или в тексте на двадцатой странице” нам не подходит. Если Вам необходимо выучить все слова из учебника, выпишите их отдельно, распределите по темам и периодически повторяйте.

  Эффективные способы пополнения словарного запаса.

Наша цель состоит в том, чтобы знать самые часто встречающиеся слова и быстро их вспомнить. По этой причине целесообразно двигаться по двум направлениям.   

   Во первых, каждое слово должно занимать определённое место в нашей голове. С этой целью имеет смысл учить слова по темам. Деление слов на темы – вопрос индивидуальный. Можно сделать это самому или использовать готовые списки. При этом, надо учитывать некоторые моменты.

   Список не должен быть слишком коротким или слишком длинным. Оптимальный размер – 50 - 300 слов. Кроме того, нам важнее не научная классификация, а среда обитание, внешнее подобие, общее применение и другие интуитивно понятные признаки. Например, если мы берёмся за классификацию живого мира, можно, например, отнести кита и дельфина к млекопитающим, а грибы в отдельную тему, но кит и дельфин живут в воде и внешне похожи на рыб.   

Для нашего подсознания научная классификация не представляет интереса, оно оперирует визуальными образами. Представить себе тему, в которой мы рассказываем обо всех млекопитающих довольно сложно. Если мы, например,  говорим о море иди океане, у нас в сознании будут возникать образы рыб, китов, осьминогов. Если мы говорим о походе в лес, кит нам, скорее всего не пригодится.

   Если Вы не  профессиональный зоолог, вряд ли стоит объединять в один список моллюсков. Во первых, список получится слишком коротким, во вторых вряд ли в одной теме вам встретятся улитки и осьминоги. Удобнее причислить улиток к мелким сухопутным животным, а осьминогов к водным животным. Если Вы не заядлый грибник, и не собираетесь учить сотню названий грибов, Ваш список будет коротким и его лучше присоединить к растениям, вместе с лишайниками.    

   Каждый список можно разбить на 2 ступени: базовый (основные слова) и дополнительный.

  Во вторых, мы должны знать наиболее употребительные слова. В этом нам помогут списки частотных слов.  Их надо учить параллельно со словами по темам. Это надо делать поскольку не все слова мы сможем распределить по темам а знать их надо.  Здесь важно придерживаться принципа: «Лучше меньше, да лучше». Первую тысячу слов надо знать на подсознании, вспоминать перевод с английского на русский и с русского на английский моментально и писать транскрипцию по памяти! Это принципиально важно. Если Вы будете в совершенстве знать и правильно произносить первую тысячу слов, а лучше 2000, это будет крепкое основание для движения вперёд. Такой словарный запас поможет Вам сдать большинство экзаменов и носители языка оценят Ваш уровень, поскольку даже многие мигранты, живущие долгие годы в англоговорящих странах путают и неправильно произносят самые важные слова.   

   Если Вы пойдёте по другому пути и будете гнаться за количеством в ущерб качеству: будете время от времени забывать или вспоминать слова из своего обширного словарного запаса, ошибаться с произношением и путать, вряд ли ваш словарный кто-то оценит. Вывод из этого можно сделать только один: до уровня подсознания учим 1000 слов с написанием, произношение, перевод как с русского на английский, так и с английского на русский. Когда мы уверены, что знаем их наизусть, расширяем словарный запас – прорабатываем список с большим количеством слов и так далее. В данном направлении имеет смысл идти до 3000-3500 тыс. слов поскольку, чем больше список, тем менее однозначна полезность слов в конце этого списка.

   Проработав такое количество слов, надо переключиться на их повторение и увеличения словарного запаса за счёт создания новых тем и добавления новых слов к старым темам.

   В третьих есть слова, которые могут вызывать сложности и сильно ухудшить результаты экзамена. К ним относятся слова – исключения (по написанию, произношению, образованию множественного числа), омофоны, слова с трудным написанием, в которых часто делают ошибки, Ваши индивидуальные слова, в которых лично Вы делаете ошибки. Эти слова имеет смысл прорабатывать отдельно.

   При заучивании слов в первую очередь надо уделять внимание переводу с русского на английский, поскольку это более сложная задача и при развитии разговорных навыков мозг работает именно в этом направлении.

 

   Есть несколько эффективных методик заучивания большого количества слов. Принципиально важная составляющая всех этих методик – активное воспроизведение и обратная связь. Простое многократное чтение большой пользы не принесёт.

   При изучении слов по темам лучше взять 200-400 слов из одной или близких тем и разбить их по 20 штук. Можно записать их в тетрадку в клетку (если писать через строчку, на странице как раз умещается 20 слов), можно в Exel. В левом столбике слова на русском языке, в правом – на английском. По очереди закрываем правую и левую стороны и вспоминаем слова, иногда имеет смысл их записывать, чтобы проверить написание. Проработав первые 20 слов, учим следующие 20. Проработав 100 слов, устраиваем проверку. Скорее всего, некоторые слова, которые мы вспоминали при работе в двадцатке, забудутся.   

   Проработав все слова, делаем по ним проверку. Слова, которые часто забываются, выделяем и повторяем дополнительно. Можно составить из них отдельный список, прописывать их или сделать карточки с этими словами (см. ниже). Надо постараться в первый день изучения этого списка слов как можно больше раз повторять. Лучше выделить на это целый день, чтобы довести процесс до автоматизма. В последующие несколько дней повторяем все слова тем же образом, но меньшее количество раз. Особое внимание уделяем словам, которые трудно запоминаются. На каждую партию слов стоит потратить неделю, потом переходим к следующим. Каждую партию слов повторяем через месяц, 2 и т.д.

  Другой способ запоминания слов – карточки (размер 4-5 см. в высоту на 7-8 см в длину). На одной стороне пишем слово на английском языке, можно с транскрипцией, на другой на русском. Удобно собирать карточки в пачки примерно по 150 слов. Смотрим и проверяем по очереди перевод с русского на английский, потом с английского на русский. Карточки со словами, которые вспоминаем, кладём в конец пачки, которые не вспоминаем – ближе к началу, чтобы чаще их повторять. В день прорабатываем несколько раз в обе стороны доводя до автоматизма. Если через несколько дней все слова моментально вспоминаются, откладываем стопку на месяц, потом повторяем, потом через 2 месяца, 4 и т.д. Этот способ удобнее тем, что проще слова, вызывающие трудности, повторять большее количество раз. Минус этого метода – надо тратить время на написание карточек. Есть бесплатная программа Anki. В неё можно загрузить списки слов с произношением. Работа с карточками хороша для проблемных слов, которые по каким-то причинам не запоминаются.

   Ещё один хороший, но более долгий способ запоминания в первую очередь написания – прописывание слов. Лучше не просто много раз прописывать каждое слово, а закрывая перевод, писать по памяти несколько десятков слов, выделять ошибки красным цветом, потом писать ещё раз до исключения ошибок. Даже если все ошибки устранены, эту операцию надо повторять несколько дней. Этот метод подходит для слов, вызывающих трудности в написании. Учить все слова таким способом довольно долго, но, как минимум, первую тысячу наиболее часто употребляемых слов очень полезно проработать.

   Фразовые глаголы учить сложнее всего. Мысли по этому поводу можно посмотреть в отдельной статье.

О фразовых глаголах.

 

МИНИЛЕКС ГУННЕМАРКА ТЕМЫ

НА ГЛАВНУЮ